Разработкой первого советского микроавтобуса занималась не какая-то крупная транспортная компания, а небольшой инженерный коллектив. Во главе его стоял Лаймонс Клеге, главный инженер Рижской автобусной фабрики. За основу творческий коллектив взял автомобиль Volkswagen.
РАФ-10 «Фестиваль»
Сборка данного прототипа была завершена в 1957 году. Название микроавтобус получил в часть Всемирного фестиваля молодежи и студентов, который в то время проводился в Москве. Новая модель была рассчитана на десятерых пассажиров. Отсюда и цифровое обозначение – РАФ-10.
Опытный экземпляр вызвал много вопросов у критиков: сомнения в надежности кузова, не самая новая агрегатная база, не совсем удачный внешний вид автобуса (фары были расположены слишком близко, а хромированная решетка состояла из тонких горизонтальных полос).
Примерно в этот же период времени на ГАЗе началось производство легендарной 21-ой «Волги». Это стало толчком к развитию микроавтобусов в СССР, и уже в 1958 году на ВДНХ был представлен новый вариант «Фестиваля». Модель была доработана, были использованы агрегаты «Волги», устранены проблемы с кузовом.
Серийный выпуск
Инициатива Рижского инженерного коллектива была отмечена не только на родине, но и в Москве. Труд работников РАФа не пропал даром: через некоторое время на завод были направлены финансовые ресурсы для дальнейшего развития производства. Перед тем, как выпустить микроавтобусы в серийное производство, была немного доработана конструкция, исправлен дизайн. Автобус получил новое название – РАФ-977 «Латвия».
Недостатки новой модели
Несмотря на все плюсы выпуска новой модели, в ней все же есть некоторые недочеты. Во-первых, это неудачная развесовка по осям. Из-за этого большая часть массы приходилось на переднюю ось, что отрицательно сказывалось на работоспособности автобуса. Во-вторых, было низкое качество сборки «Латвии», поскольку она производилась на универсальном оборудовании авторемонтного завода. После начала выпуска были осуществлены некоторые доработки, и обновленная модель стала называться РАФ-977Д «Латвия».
Через три года после начала выпуска производство перенесли в просторные и оборудованные цехи в Риге.